Красногорская школа
Вдали от дома
Приближалась дата — 1
сентября 1960 года. Остались позади четыре
класса Коровкинской начальной школы и
дальнейшее обучение предстояло в средней
школе.
Мы выбрали Красногорскую среднюю
школу.
Предстояла жизнь вдали от домашнего
уюта, привычной обстановки в чужом незнакомом мире — не изведанном и пугающем.
Стерлись из памяти события первых дней
учебы в пятом классе. Сохранилось
ощущение оторванности и постоянно
хотелось домой.
Непривычным было все
— и проживание в интернате, и ведение
уроков разными учителями, и дисциплина,
и множество незнакомых детей, и большая
не уютная школа.
Особенно угнетала жизнь
в интернате. Жили в огромной комнате,
где в центре стоял длинный деревянный
стол, а по периметру располагались
односпальные кровати, боюсь ошибиться,
но не менее пятнадцати. Вдоль стола, с
двух сторон, стояли скамьи. Здесь мы
готовили домашние задания (какое тут
внимание и усердие) и кушали. Пищу для
нас готовили на кухне, которая находилась
в соседнем помещении.
Прекрасно помню,
как вдвоем тащим огромную кастрюлю за
ручки в свою комнату. Водрузив кастрюлю
на стол, начинали черпаком делить
содержимое по алюминиевым тарелкам —
каждому хотелось погуще. Позже всю
посуду, в той же кастрюле, уносили назад
на кухню в моечное отделение.
Дежурили
по очереди, дежурные себя не обделяли,
потому отлынивания от дежурства не
наблюдалось.
В интернате. Справа Колотов Иван.
Дорога
Из одноклассников в
интернате жили немногие. Дети из ближайших
деревень каждый день ходили домой.
В
школе появились новые друзья — Прокашев,
Бабкин, Вологдин, Перминов, Крысов,
Сапожников, Колотов, Князев, Филиппов,
Перевозчиков, всех уже не могу вспомнить.
Наш класс был сформирован из деревенских
учеников. Всех пятиклассников набралось
на пять классов.
Принцип формирования
классов для меня остался загадкой.
С
преподавателями повезло, училось легко.
Вероятно сказалась и привычка забегать
вперед и читать учебники до конца.
Несколько напрягал «немецкий», приходилось
зубрить, что мне не нравилось.
Классным
руководителем в наш класс назначили
Косолапова Владимира Ивановича,
преподавателя математики.
Постепенно
школьная жизнь становилась привычной,
новые друзья, новые увлечения.
Насытившись
за учебный день впечатлениями, вечером
хотелось тишины и покоя, отдохнуть в
уединении, в уюте, собраться с мыслями.
Но вариант был один — интернат.
Чувство
неприятия, к местам общественного
проживания, с тех пор, осталось на всю
жизнь.
На выходной, после занятий в
субботу, все обитатели интерната
отправлялись домой. Дорога домой, даже
в непогоду, преодолевалась с радостью
и не утомляла.
Часы, проведенные дома,
пролетали мгновенно. Предстояла обратная
дорога, мысль о которой навевала грусть
и тоску.
Чаще всего, мы все организованно,
отправлялись в школу в воскресенье
вечером. Но иногда желание продлить
часы, проведенные дома, было непреодолимо
и я оставался.
В понедельник, в пять
часов утра, мама будила меня и перекусив,
мы отправлялись в путь. Проводив меня
до Аникинской горки, она долго стояла
и смотрела вслед, пока я не скрывался
за поворотом. Оставшийся путь — 8
километров, я преодолевал в одиночестве
и только у Красногорья утренние сумерки
рассеивались, начинался рассвет.
Наверное
было страшно, но источники страха в
детском возрасте отличаются от реальных
опасностей. Пугали неведомые звери, при
приближении превращающиеся в придорожный
ивовый куст, необычные звуки скрипа
деревьев на ветру.
Только сейчас понимаю
всю опасность таких походов и осознаю
всю полноту переживаний мамы, находящейся
в безвестности целую неделю.
Зимой,
когда автомобильную дорогу укрывал
толстый слой снега, по замерзшему руслу
нашей речки прокладывали прямой санный
путь. Дорога шла по прибрежным зарослям
на Клабуки и далее, через лес, на Касаткино
и, через поле, на Красногорье.
Путешествовать
по лесной дороге, в зимнюю темень,
отваживались немногие. Мне, во всех
случаях, не довелось увидеть попутчиков
или встречных.
По санной дороге
передвигаться можно только на лыжах,
без лыж, особенно в метель, путь займет
время вдвое больше.
Но то, что удобно
для лошадки, совсем неудобно для лыжного
хода. Дорога формируется в виде лотка
со скользкими боками, отполированными
санными полозьями. При плотном снеге,
лыжню прокладывали по краю дороги.
Иногда нам выпадал счастливый билет.
Два-три раза в месяц колхозом
организовывались поездки в Глазов.
Зимой, из-за бездорожья, поездки
выполнялись на гусеничном тракторе.
Добирались до Глазова пять-шесть часов
и что-бы обернуться за день, выезжали в
пять часов утра.
Такая поездка в
понедельник и была нашим счастливым
билетом.
К трактору цепляли огромные
тракторные сани, на которых устанавливались
необходимые для груза ограждения и
будка для защиты от ветра и холода
сопровождающих.
Ехали с комфортом - на
мягкой кипе пустых мешков и в тепле.
Если все же холод донимал, можно было
спрыгнуть с саней и пробежаться несколько
метров следом.
Езда напоминала движение
по волнам. Трактор, натужно выплевывая
черные клубы дыма, взбирался на очередной
сугроб и радостно тарахтя, с него
спускался. Возникало ощущение качки —
вверх, вниз, вверх, вниз...
Это укачивало
и когда добирались до Красногорья,
выходить уже не хотелось, а хотелось
ехать и ехать...
Тетя Паша
Осенью, на второй год
обучения в Красногорской школе, мама
уговорила тетю Пашу взять меня к себе
на квартиру.
Тетя Паша, двоюродная сестра
мамы, жила в маленькой комнатке на
окраине села.
Мне приспособили за шкафом
старую кушетку, повесили светильник -
образовался уютный уголок, где можно
было уединиться, почитать книжку. Жить
стало интереснее.
Позже тете Паше дали
комнату в центре села, правда, меньше
по размеру, но зато школа находилась
рядом. Здесь я и прожил до окончания
школы.
Из деревни, с оказией, привозили
картошку, другие продукты, иногда мясо.
Кушали без изысков, но сытно. Готовить
тетя Паша умела и любила.
В долгие зимние
вечера рассказывала интересные истории,
объясняла непонятное, учила жизни.
Я, с
уважением, вспоминаю тетю Пашу и благодарю
судьбу за то, что в моей жизни, в нужное
время, оказался мудрый наставник.
Книги
Освоившись в школе, я
пошел записываться в районную библиотеку.
Такое количество книг на длинных
стеллажах, я увидел впервые. Набрал
кипу, но мне выдали одну. Позже, когда
вошел в доверие, разрешали брать по три
книги.
Читал очень много. На первом плане
— фантастика, приключения, путешествия,
позже — исторические романы. Любил
читать Достоевского, Гоголя. Не любил
- Льва Толстого, хотя в школьной программе
ему отводилось очень много часов. А я,
к стыду своему, до сих пор, полностью,
не прочитал «Войну и мир». Причину сего объяснить
не могу.
Уже в девятом классе выяснилось,
выбрать в библиотеке что-либо интересное,
не удавалось.
Нет, книг не прочитанных,
оставалось еще много, толстые книги в
красивых переплетах, но добровольно
читать их не хотелось. Они заполняли
лучшие места на стеллажах, стояли
покрытые пылью и судя по слипшимся
страницам, никогда не открывались.
Но
книг Сталина, среди них, уже не было.
О школьных зданиях и не только...
Помню три здания — все
деревянные. Начинал учиться (5 и 6 класс)
в здании, расположенном ниже автовокзала.
Очень неуютное холодное здание. Приятных
воспоминаний о нем не сохранилось. Слева
от коридора располагались классы, окна
коридора смотрели в захламленный двор.
Путь из интерната в школу пролегал около
каких-то складов, магазина и будки
автовокзала.
Автобусное сообщение с
Глазовом уже было, но до Валамаза, из-за
бездорожья, ходили грузовые такси.
Обычный грузовик с фургоном, с закрепленными
толстыми досками для сидения. Путешествие
на таком транспорте доставляло
«несказанное удовольствие». Да и этот,
экзотический транспорт, ходил только
в летнее время.
В 7 и 8 классах занятия
проходили в небольшом здании, расположенном
немного выше интерната. Здесь было тепло
и уютно, все напоминало начальную школу
в Коровкинцах. Учительская находилась
в соседнем, центральном, здании,
преподаватели приходили для проведения
урока, а остальное время мы оставались
без бдительного, надзирающего ока.
Хотя,
для справедливости надо сказать, что
какого-либо давления со стороны
преподавателей, за все время обучения,
я не ощущал.
Восьмой класс заканчивался
выпускными экзаменами. После окончания,
многие покинули школу и избрали другой
путь.
Я решил продолжать
обучение в школе.
Это было второе
судьбоносное решение в моей жизни. Здесь
решающую роль сыграла тетя Паша, да и
учителя убедительно советовали продолжать
обучение в школе (в аттестате за 8 класс
все оценки — отлично). Изначально я
планировал поступать в техникум, но под
мощным давлением уступил. Может быть и
зря.
Девятые классы набирали из оставшихся
учеников. Впрочем, об одноклассниках
5-8 и 9-10 классов, планирую отдельные
странички.
Учебные кабинеты 9, 10, и 11
классов располагались в центральном
учебном здании. Здесь царила совсем
другая атмосфера.
Мы считали себя уже
взрослыми, другие интересы, другие
отношения между собой и преподавателями.
Во всяком случае, мы так думали, не
представляя, даже в малой степени, всей
мерзости и цинизма реальной жизни.

Комментариев нет:
Отправить комментарий